На мой взгляд, проблема пиратства на западе – логичное следствие научно-технического прогресса, из которого крупные компании, уже присутствующие на рынке и имеющие доступ к самым современным технологиям, так или иначе выудят куда большие барыши, нежели чем получают сегодня традиционным путём.
Физические музыкальные носители постепенно отходят в прошлое, а музыкальные компании уже подготовили новые предложения, от которых потребители не в состоянии отказаться. Тут и рингтоны, продажи которых растут в геометрической прогрессии, и пока ещё пробуксовывающие показатели платных скачиваний, и, к чему, похоже, всё и идёт, стремительно увеличивающееся количество рекламы в музыке. Захотел посмотреть новый клип своего любимого исполнителя – посмотрел перед ним небольшой рекламный ролик. Захотел скачать альбом – насмотрелся на огромное количество баннеров. Плюс не стоит забывать о развивающемся продакт плейсменте – никто уже не удивляется, услышав в песне, к примеру, упоминание элитного коньяка или популярного лагера. В этом всём, конечно, теряется классическое для артистов бряцание своими регалиями – получить платиновый диск сегодня на порядок сложнее, нежели чем буквально лет пять назад. С одной стороны, конечно, немного жаль артистов – поводов повесить свой сертифицированный диск на стену в своём новом особняке становится всё меньше, однако в моде новые поводы для хвастовства – платиновый рингтон, многомиллионный рекламный контракт, своё собственное реалити-шоу и так далее. В связи с этим в стане потребителей совершенно естественным образом возникают настроения «от них не убудет», что помогает скачавшему новый альбом подростку пережить возможные угрызения совести и спокойно заснуть после прослушивания оного. Всё это – своя небольшая локальная борьба с Вавилоном, обязательный маленький протест типичного западного потребителя, уставшего от пропаганды недоступной glamour life в бесконечных ТВ-программах «об этом». С утра-то всё будет в порядке – любимой хитовой мелодией зазвонит сотовый, а утренний поход в сеть расскажет о новой модели мп3-плейера, которым активно пользуется кумир. И всё встанет на свои места.
В нашей же стране работают совершенно отличные от цивилизованного мира механизмы, поэтому о такой, казалось бы, насущной проблеме, как сетевое пиратство, от людей, в индустрии работающих, я не слышал ни слова. В начале 21 века, когда шёл смертный бой между пиратами и официальными дистрибуторами за рынки распространения кассет и компакт-дисков, всё порой решалось с присущим всему российскому бизнесу цинизмом и смекалкой – дистрибутор, выпускающий альбом с большим коммерческим потенциалом, предпочитал лично договариваться с крупными пиратскими заводами, передавая им мастер-диск альбома за некоторое время до официального релиза за фиксированную сумму. Принцип «с драной овцы» работает, похоже, до сих пор и всех устраивает. Артисты же, крупные продажи которым не особо и светят, а таких, поверьте, на рынке абсолютное большинство, довольствуются самим фактом выпуска альбома и, что желательно, съёмкой и зачастую проплачиваемой ротацией своего видеоклипа. В их арсенале чёс по регионам, спрос на любые концерты в которых по-прежнему высокий, выступления в столичных казино и на многочисленных корпоративах, а также, что нынче весьма и весьма актуально, освоение бюджетов. Альбом и клипы служат в этом случае исключительно в роли живца. Существует расхожая шутка, что такой подход отомрёт, изменив лицо отечественного шоу-бизнеса в лучшую сторону, лишь тогда, когда в стране построят искомые города-казино, и весь надоевший музыкальный истеблишмент туда переедет, как в какой-то момент произошло в Штатах с Лас Вегасом. Но это всего лишь ещё одна забавная шутка – ситуация изменится едва ли.
В итоге от сетевого скачивания альбомов в первую очередь страдают артисты различных субкультур, весьма успешно существующих за границами, освещаемыми традиционными медиа-ресурсами. Локальная дистрибуция от издателя до слушателя, в течение долгих лет бережливо созидаемая независимыми лейблами, несложным образом разрушается тематическими сайтами, выкладывающими альбом для скачивания порой даже в день релиза. В результате чего количество проданных дисков способно сократиться с нескольких тысяч до пятисот экземпляров, а потенциально интересный артист надолго отвернётся от самой идеи дальнейшего развития своей карьеры, подразумевающей бесконечные в неё инвестиции без ожиданий каких-либо за это финансовых компенсаций. То есть творчество превращается в недешёвое хобби, что не сильно удовлетворяет молодых и пассионарных. А стоимость музыки для слушателя становится равна усилиям, необходимым для пары кликов мышью на «открыть» и «сохранить, как». И, если не понравится, то «удалить». Что, согласитесь, несоизмеримо с процессом поиска и покупки заветного альбома лет десять назад, когда подобное предприятие по количеству полученных эмоций было порой соизмеримо с прохождением классического рисованного квеста от Lucas Art. О разнице отношения к самой музыке при прослушивании, полагаю, и говорить не стоит.
Что касается развития официальных даунлоад-сайтов в рунете, то нельзя не отметить замечательное начинание Сергея Жукова, бывшего лидера одиозной группы «Руки Вверх!», портал wwwmp3.ru, открытый весной этого года. Правда, это, скорее, задел на будущее. На такое далёкое будущее, что сам Сергей его, похоже, не дождётся – недавно прошла информация, что портал выставлен на продажу, правда, за фантастические 10 миллионов долларов. Зато, как говорится, тенденция радует.
Dime, для журнала Billboard, октябрьский выпуск.