BASTA: ХОТЯ Я И ПЕРЕСЕКСЯ С КАСТОЙ, НО У МЕНЯ СВОЙ ПУТЬ.

Без развернутой предыстории здесь не обойтись.

Проведение параллелей между русским рэпом и американским – занятие неблагодарное. Отличий гораздо больше, чем сходств. Казалось бы, типичная для США ситуация, когда из неких глубин андеграунда поднимается рэппер, начинавший свой путь вместе с ныне состоявшейся знаменитостью, и в своих интервью упрекает звезду в неискренности и коммерциализации творчества... Или в том, что забыл про законы улиц, уехал из родного блока... У них - сплошь и рядом. У нас?

Ну или уголовный статус многих деятелей хип-хопа, преступавших закон и следующие за ними сроки. Для России – редкость, не так ли? И в связи с этим американский рэппер выглядит фигурой более цельной. Как никак, его жизнь – настоящий стритлайф.

Случайно или нет, но группа Каста преподносит поводы для сравнения образа жизни рэппера американского и отечественного. Про тюремные сроки Психа, Джинна и Фетиса, участников Объединенной Касты, многие слышали. Сейчас мы видим повторение еще одной американской сюжетной линии. Прошу любить и жаловать: Basta.

Лет так десять назад этот человек звался Баста Хрю или Баста Бастилио. Стартовав вместе в Кастой (вы не найдете его куплетов на "Трехмерных рифмах", однако альбом "В полном действии" содержит совсем старый "Первый удар" с его участием), этот ростовский рэппер достаточно быстро отошел в сторону. И его сольная карьера развивалась отнюдь не по канонам психолиры.

Многие поклонники рэпа из южных регионов с удовольствием вспоминают его трек "Моя игра", хотя это было не то, чего люди ждали от Ростова. Потом он куда-то пропал – ходили слухи, что сторчался. Верить не хотелось. А этой весной его голос зазвучал в эфире московского радио NEXT – в рамках рубрики "Rap-Story" Basta читал фристайлы в эфире.

Сейчас в его карьере новый этап: он записал материал уже на три альбома. Первый из них должен выйти совсем скоро. Чем не повод поговорить с человеком, стоявшим у истоков одного из самых колоритных рэп-объединений страны?

РОСТОВ-МОСКВА

Basta назначает встречу рядом с уютным баром. Первое удивление – из динамиков заведения доносится трек "Осень", клип на который он передал нам за неделю до встречи (качайте его в разделе Мультимедиа). На мои распросы "Что это за радио", Basta все больше отнекивается. В паре десятков шагов по переулку находится конечная точка нашего совместного пути. Клуб "Газгольдер", заведение без вывески, в стенах которого проводит время московская богема, художники, артисты театра, звезды кино и просто очень состоятельные люди.

Обстановка соответствует: зал на первом этаже совмещает клубный комфорт и домашний уют (камин, кожаные кресла). Basta по-хозяйски распахивает дверь, там нас встречает еще один видный ростовчанин Груз. Автор сборников Hip-Hop FM. Слушателям Касты он должен быть знаком хотя бы по скитам Кузьминишны.

Памятуя о несколько невнятной реакции Басты на собственную песню, спрашиваю:

С какими ощущениями слушаешь свои треки на людях?

Basta: Разные песни по разному. Но в основном мне не нравится слушать их в присутствиии других людей. Когда куда-нибудь прихожу и играет моя песня. Это вызывает во мне смущение что ли...

Голос Басты сильно отличается от того, что можно услышать в песне: хриплый, низкий. Спрашиваю, не простужен ли.

Basta: Просто сейчас не напрягаю голос. Исполнительский прием. Ты просто слышал одну, наверное, песню?

Если не считать песни времен "Касты", то одну.

Услышав о тех временах, Basta усмехается.

Basta: У меня музыкальное образование есть, дирижерское. В разных ситуациях – этим и отличается мой рэп от стилистики других людей – в том, что я использую разные приемы считки.

Памятуя о режиссерском, если не ошибаюсь, образовании Груза, возникает вопрос, не вместе ли вы учились, не в одном ВУЗе?

Не-не-не, мы познакомились в 95 году. Он тогда переехал жить в Ростов, в 96-ом или 95-ом году.

Кстати, с какими ощущениями вспоминаешь те годы, середину 90-х, когда только начиналась Каста?

Светлые только воспоминания. Тогда было все искреннее, чище. Не было ни денег... Когда мы решили сделать Касту, не было и мысли, что это все так продолжится.

То есть был просто творческий порыв и все?

Да. Не творческий, просто необходимость такая была, создания какого-то элемента, прототипом которого являлся Wu-Tang Clan – просто как модель. Потому что было очень много талантливых МС в Ростове. Панама, например, другие пацаны. С Психолириком мы не особо были знакомы, с Влади. Тиданом и Шымоном. Но потом как-то пересеклись. И понеслось. При этом не было еще даже формата, что это будет "восточная" направленность. Несмотря на то, что той Касты уже нет, вспоминаю все это с большим теплом.

МНОГИЕ ГОВОРИЛИ ТОГДА, ЧТО МОЕ ТВОРЧЕСТВО - ПОПСА

А как это выглядело тогда? Ведь, как я понимаю, клубов практически не было...

Не знаю, Бог нам помогал такими моментами, что появлялись люди, готовые, например, выпустить кассету. Был такой человек, Дима, уже и не вспомню фамилии, у него были деньги, и он нам очень реально помогал тогда. У нас был клуб такой, "Duncan-клуб", где прошел первый концерт Касты и презентация сборника "Первый удар". Там присутствовали только свои, но для нас это было очень большим прорывом – та возможность выйти на сцену. 

Хорошо, что мы все были разными людьми. С разными ценностями, с разными взглядами на рэп, с различным социальным положением. Кто-то учился в институте, у кого-то были богатые родители, кто-то вел стрит лайф полнейший. Как я – я с детства шатался по подвалам, тянуло меня ко всему этому...

Нас, таких разных, в Касту объединило желание быть вместе. Не так много нас было, рэпперов. Но, жизнь была, конечно... На первом "Хип-хоп-пати", как сейчас помню, кто-то из пацанов наших снял на улице куртку, и к нам вломилось очень много милиции. Прием был. Реальное такое гэнгста, ничего не придумано. Забрали Вольфа, тоже пацика, который был в Касте. Но вспоминаю только хорошее. Хотя лично у меня было много тяжелого, но Каста и то что мы делали тогда – это очень приятные воспоминания.

Но на первом популярном релизе, "Трехмерные рифмы", твоих треков не оказалось?

Тут смотри в чем дело. Я не определялся на стилистику, и для меня самым главным был речитатив. И мне важна была музыкальная составляющая. Для меня, как русского человека, самым важным остается гармоничное звучание музыки. И многие говорили тогда, что это попса.

Ну и жизнь у меня была тяжелая, поэтому мне не хотелось писать о жести, о дерьме. Потому что дерьма у меня было очень много. Мне хотелось писать о хорошем. Не о сладком именно, а о хорошем. Амур... Реально. И амур, и жизненные моменты. "Мою игру" я тогда написал.

Многие до сих пор вспоминают.

И мне это приятно. У меня свой путь; хоть я и пересекся с Кастой, но у меня всегда был свой путь и свое отношение к рэпу. Я не приемлю рамок. У меня нет стиля, у меня есть направление, вот в чем все дело. Направление – рэп, речитатив.

"В МОСКВЕ НЕТ ДАЖЕ ПОНЯТИЯ О ФРИСТАЙЛАХ"

Единственным твоим треком, изданным на релизах Касты оказался "Первый удар", вышедший на альбоме "В полном действии".

Где-где?

На сборнике Объединенной Касты "В полном действии".

Ну возможно, возможно. Дело в том, что я не слежу за творчеством Касты, не интересуюсь. Потому что я сам из Ростова. Все что там говорится, я все знаю. Знаю людей, которые читают, знаю, о чем они будут читать, и о чем они могут читать. Я вообще пишу рэп не для рэпперов. Потому что рэпперам рэп не нужен. Людям, которые живут этой жизнью, им неинтересно то, о чем я читаю.

Люди 15-16 лет – я не считаю, что они живут рэпом. Это просто молодые люди, которые увлекаются этой музыкой. Но не живут ей. Мне интересно знаешь как... Вот был в Ростове недавно, дал свой диск ребятам старшим, люди, которые не имеют отношения ни к рэпу, ни к чему: Ву-тэнг, там, мутэнг... Они говорят: "Это нравится, это не нравится". Для меня это самая важная оценка, людей, которые находятся вне культуры.

А много ли в Ростове сейчас сильных МС?

Куча. Они наступают и наступают. Очень много реальных. И я знаешь что заметил... Вот сколько я живу в Москве, а я читаю фристайлы, и в Москве нет реально вообще даже понятия о фристайлах. А в Ростове очень круто обстоит дело с фристайлом. Не знаю почему, у нас традиции жирнее что ли.

Мне кажется подход разный, и те фристайлы, что читает в Ростове Панама, которые там "на ура", здесь вообще их не воспринимают.

Не знаю, то что я читал там, читаю и здесь. Я вот бился с Драго. Просто, ну, грязно было, не ожидал, что человек, которому дается в руки микрофон может говорить матом и так далее. Сегодня должна была быть сатисфакция, но сказали, что лучше не надо. Я предложил сделать все по правилам, чтобы темы были из зала, но почему-то организаторы предпочли избежать этого столкновения. А так, к фристайлу я всегда готов.

Не знаю, вот из русского рэпа мне нравится реально только Смоки Мо. Потому что мне нравится рэп тех людей, которых я знаю более-менее. Потому что рэп все равно выдуманный мир, лирика и музыка. Все равно это придумано.

Ну там же есть и реальные вещи. Реальные вещи плюс фантазия человека.

Ну я же вот и говорю, это все равно выдуманный мир. Имеет место фантазия. Поэтому когда я слушаю стихи Груза, я знаю кто это такой и что лежит за этими стихами. Что это не просто бла-бла-бла, а какая-то правда. Я не беру вопрос там Кровостока, это успешный коммерческий проект с красивыми выдуманными байками, это интересно... Но настоящий рэп это шансон. По-любому, как бы кто не крутил.

Конечно, сотне тысяч будет интересно послушать о том, что "биты старые, басы гитарные" и тому подобные вещи – детям, которые сейчас садятся за компьютер, я разговаривал с Шыми об этом. Но... а как же правда?

Такое ощущение, что вся остальная правда обходится стороной. "Мы не читаем про любовь, потому что это сладко" - а любовь то есть! Вопрос в умении передать ее так, чтобы каждый второй мог понять о чем ты говоришь. Скажем, песня "Сестра" у Касты мне не нравится. Ну, грязь. Песня "Ревность" мне нравится. Тут очень тонкая грань. То есть, бывают такие проекты: "мы не поем про любовь, потому что попса", но петь про любовь надо, и ее пытаются сделать более андеграундной. А есть простейшие тексты, которые по-настоящему отзываются. Простые слова "я тебя люблю".

Что ты думаешь о песне Многоточия "В жизни так бывает"?

Ну, прикольно. Реальный андеграунд. Вот это и есть реальный андеграунд. Это пригороды Москвы. Мне нравится.