Первое интервью с Noize MC мы делали года два назад. Тогда приходилось что-то объяснять читателю, сыпать именами как рекомендациями: вот, мол, все эти люди советуют. А значит этот парень на наших страницах не случайный гость. 

Насколько он был уже тогда неслучаен, можно осознать только сегодня. Никаких рекомендаций или специальных пояснений больше не требуется: Noize MC дает интервью Rap.Ru. Встречайте одного из представителей нового поколения отечественного хип-хопа.

Начнем разговор с того, как и когда человек по имени Иван Алексеев понял, что он еще и Noize MC?

Псевдоним появился лет в пятнадцать, ну а увлечение рэпом началось на пару лет раньше. Происхождение псевдонима было таким: в родном Белгороде в школе я вел дискотеки, а поскольку аппаратура, колонки и микрофоны не выдерживали никакой критики, то постоянно что-то фонило и хрипело. Оттого и Noize (noise – шум). Ну а буковки МС переехали в окончание, поскольку МС и DJ-ев таких-то и сяких-то в то время было пугающе много. А хотелось выделяться. 

Какими судьбами тебя занесло в Москву?
Сейчас в Белгороде ситуация с хип-хопом выправляется, но когда мы начинали все немногочисленные рэпперы города знали друг друга лично. Конечно, в Москву я ехал, чтобы учиться. Но уже тогда понимал, что какое-то развитие в музыкальном направлении возможно только в столице. Поэтому учеба была задвинута на задний план – не сразу, конечно. Из школы я приехал с золотой медалью и на первом курсе исправно учился. Все ходы еще не были познаны – на что можно забивать и так далее... А со временем я перешел на "заочный подход". Я появлялся в начале пересдач, говорил: "Здравствуйте, вот у вас есть такой студент, что мне делать?" Мне отвечали: "Вам наверное лучше ехать домой". Ехать домой я отказывался и всеми правдами и неправдами сдавал экзамены и зачеты. Сложнее всего совмещать учебу с музыкальной и околомузыкальной деятельностью стало на четвертом курсе, когда я во второй раз поехал с "Урбанией" в качестве ведущего. 

Что, разумеется, пришлось на период сессии?

Да, но к тому времени я уже набрался наглости приходить в деканат и вести разговоры о переносе экзаменов. "Вы знаете, у меня тут мероприятие..." Организаторы предварительно переслали в ВУЗ бумагу, где говорилось, что я участвую в мероприятии, которое отвлекает молодежь от наркотиков и перестрелок на улицах. 

В какой момент ты понял, что нужно читать фристайлы, что это твое?

Не могу сказать, что это был осознанный выбор и продуманная стратегия. Сначала я просто попробовал и понял, что это возможно. Потом начал упираться в какие-то рамки этих возможностей. После чего стал пытаться эти рамки расширять. 

Поясни, что ты имеешь в виду.

Сначала мне казалось, что есть примитивный набор рифм, который во фристайле можно использовать, чтобы успеть подогнать под смысл. Потом оказалось, что эти границы достаточно эластичны.

А что самое главное во фристайле? 

Самое главное – знать, что ты хочешь сказать. Иметь какую-то первоначальную концепцию, понимать, о чем ты будешь говорить, чтобы твое выступление не превращалось в зарифмованное словоблудие. Бывают такие моменты несобранности, когда ты не можешь сфокусироваться и начинаешь "ползать". Вот этого нужно стараться избегать. С технической стороны важно постоянно пополнять запас рифм. Ну а вообще если ты читаешь фристайл под воздействием настоящего вдохновения, если тебя по-настоящему прет, то никаких нет правил абсолютно. Там все само происходит.   

Ты не сказал об одном очень важном, на мой взгляд, моменте, о контакте с публикой.

Без этого вообще ничего нет. Это даже не в рамках разговора о фристайле – изначально ты должен что-то кому-то говорить. Ты выходишь на сцену не просто как проецируемое на экран изображение. Естественно, ты должен установить контакт. Ты можешь читать кому-то одному в зале, какому-то своему знакомому. Или наоборот, человеку, который чем-то тебе не нравится и, например, показывает "фак" в твой адрес. И если ты с кем-то одним такой контакт установишь, то публика почувствует эту энергию, почувствует что-то, что происходит здесь и сейчас. И это не только фристайлов касается. Хотя, для фристайлов, наверное, это первая по важности вещь. 

Но вернемся к твоей истории о "покорении столицы"...

Когда я приехал в Москву, то у меня было десять болванок с демо-альбомом, который я начал жадно распихивать по всевозможным лейблам. Первым делом я поехал на Rap Recordz. Эти демо я оформил коллажами из подростковых журналов типа "Молоток" и "Cool", название было выложено из разных букв как на альбоме Sex Pistols. Ну вот один такой диск где-то должен быть у товарища Дайма. Еще один достался Неотстою, где сказали, что чуть ли не завтра издают, но так ничего и не случилось. На Respect Production у меня было несколько заходов, скажем так. Последний произошел в 2005 году, когда Влади сам попросил мой диск. 

Но не будем забегать вперед!

В Москве я поселился в общежитии и поначалу не имел возможности записывать что-либо, кроме демок на чужом компьютере. Но постепенно появлялись люди, с которыми что-то вместе сочиняли, появлялись возможности писать и записывать музыку самому, какое-то время я даже был "первым продюсером на районе", продавая кому-то свои биты "ну совсем задешево". Было мое участие в такой группе, как Sixtynine, в свое время попавшей в ротацию MTV с треком "В белом гетто". Там я числился ди-джеем и прописал скретчи на весь альбом. Из оборудования был проигрыватель "Вега" и какой-то пульт, из винила – продукция фирмы "Мелодия".

И на этом можно было делать скретч?

Главная проблема была не в вертушке, а в пульте. Но она оказалась разрешена с помощью компьютера – то, с чем не справлялся фейдер в моей руке, вырезалось и подгонялось мною же на компе. И из этого получался нормальный по звуку скретч, который, например, заценил даже ди-джей Хобот. Выбирались какие-то тематические куски, а упор делался на смысл. 

Как развивалась карьера "исполнителя фристайлов", если можно так выразиться?

В Москве я старался появиться на любом мероприятии, программа которого предусматривала фристайл-баттлы. И если не брать в расчет фристайлы на пьянках в общежитии РГГУ, то первый фристайл-бэттл, который я выиграл, проходил в марте 2004. А что-то более менее серьезное закрутилось после победы на SGK, турнире, который проводят те же люди, что и "Сникерс Урбанию". Куда меня и позвали быть ведущим площадки "Чел-аут".

Это площадка, где люди соревнуются в чтении фристайлов, и в роли ведущего у тебя там были удивительные предшественники. Это и Бледный, и еще раньше, Антон Черняк, он же Шило из Кровостока, который вряд ли ас во фристайлах...

Ну и что, зато он придумал эту площадку, ее концепт. На первой "Урбании" о хип-хопе речь и не шла, хедлайнером там был DJ Groove. Это сейчас недовольство можно услышать из разряда "почему это на рэп-фестивале Дельфин выступает?" А тогда это было больше электронно-экстремальное действо. На площадке "Чел-аут" играл даб, люди отдыхали и раслаблялись, а желающие выходили к микрофону и все что угодно несли в него, грубо говоря. Со временем это все преобразовалось. 

А у меня после первой "Урбании" на руках осталась тысяча долларов, которую решено было потратить на запись треков в приличном качестве на студии ЛевПравЗвук. Что-то записывалось целенаправленно – например, Хобот слышал трек "Не грози Владимирскому централу" и просил его в хорошем качестве для сборника. При этом полноценных концертов пока еще практически не было: были по большей части баттлы, эпизодические выступлениях в клубах под минусовки; с живым составом – панковские сборные солянки в клубах типа "Точки" и "Релакса" по каким-нибудь "хлебным" дням типа среды-четверга, плюс выезды в Подмосковье на подобные же мероприятия; были даже корпоративы, где выступал с фристайлами. И был Арбат.

Помнишь, когда последний раз выступал там?

Год назад, в мае 2006-го это было. А началось все с того, что мой знакомый, снимавший по какой-то суперудачной мазе комнату на Арбате, предложил ее как место хранения аппаратуры после выступлений на улице. Поскольку возить с собой инструменты через весь город и обратно на метро было невозможно. Были мы тогда непуганные, а как говорится, если ты не знаешь, какие неприятности могут с тобой случиться, то их не случается. Новичкам везет, иначе говоря. Запитались электричеством в ларьке и спокойно давали уличные концерты по три-четыре часа, собирали толпы народа и никто нас не тревожил – ни милиция, ни охрана. 

Насколько я знаю, ты уже не являешься артистом лейбла Respect Production. Как оцениваешь результаты этого сотрудничества?

Началось оно с того, что в 2006-ом, когда материала было уже предостаточно, позвонил Bugs и спросил, есть ли у меня, что показать. Так началась работа, которая вылилась в видеоклип "Песня для радио", в телевизионные и радиоротации, в контракт на издание альбома с Universal. Бывали и трудности: в компании были три партнера, которые не всегда могли прийти к единому решению, куда нам двигаться дальше. Мне проще работать, когда есть я, и есть один продюсер. А в остальном все нормально было.

Компания Universal не предлагает тебе артистов для совместных треков? Не говорит: "Есть у нас перспективный артист, который хочет проникнуть на российский рынок, зовут Snoop Dogg"?

Ты знаешь, я не могу писать совместных треков. Точнее не могу писать их так, как пишут все. Для того, чтобы написать с кем-то совместный трек, нужно садиться с этим человеком и вместе с ним писать. Ну а Universal, нет, они ничего такого не предлагают. Зато они могут здорово упростить вопрос с очисткой прав на сэмплы. А еще я недавно из их офиса просто мешок компактов себе собрал – от Ghostface до Stephen Marley. 

А я недавно был на "Moscow Hip-Hop Battle", где ваша команда снова победила. Финальная песня на мотив Nirvana "Rape Me" с припевом-кольцом "я не один такой, нас тут доху-я-не один такой, нас тут..." – твоих рук дело?

Это очень старая фишка, один из, как мы это называем, фристайловых стандартов. Как существуют блюзовые стандарты – основная тема, на которую кто-то импровизирует. Вот и у нас есть несколько таких вещей: готовый припев и простор для импровизации в куплетах. Поскольку на баттле в этот раз не было времени на подготовку к репрезенту и финалу, то я и предложил эту идею.
 
У тебя в команде можно сказать всероссийские звезды юмора – нет ли своего рода "дедовщины" из серии "сейчас шучу я, а ты постой в сторонке"?
Нет, дедовщины там нет. Хотя, естественно, что раз на первом выступлении я попал в команду, когда те части программы, которые должны быть подготовлены, уже были подготовлены – естественно, что там была ситуация "ты делаешь то-то и то-то", я фристайлил на заданные темы. Но на следующем шоу все уже было иначе, была полная свобода творчества. Участники нашей команды – Воля, Батрутдинов – люди, лишенные показного пафоса, в общении простые и приятные. 

Как они себя вели, когда проиграли два раунда и перед командой замаячило поражение в последнем баттле? Насколько серьезное у них вообще отношение к этому шоу?

Очень серьезное. Крайне серьезное отношение, настрой был только на победу. 

Тебе интересно самому?

Интересно, но пока это шоу еще , как бы это назвать... Ну вот в музыке это "рыба" называется, сырая аранжировка. Пока это просто шоу с элементами хип-хопа.

Мне кажется, что оно так и было задумано.

Наверняка оно так и было задумано. Нет, в целом замут крутой и участвовать интересно.

Что уже можно рассказать о твоем альбоме?

Что он точно выйдет осенью, это факт. Что там будет достаточно эклектичный материал, написанный в разное время. Что это будет и хип-хоп, и альтернатива, и раггатон, реггийные вещи. Что по большей части это будут свежие вещи, поскольку я продолжаю сочинять и записывать новый материал. Так что окончательного трек-листа все еще нет. 

Где записываешь? 

Я склоняюсь к тому, чтобы продолжать работать на ЛевПравЗвуке. Мне этот вариант кажется оптимальным. Мы хорошо понимаем друг друга с Карандашом. Пробовали и другие студии, более дорогие и навороченные. Например, записывались у Большакова, где до этого писались Би-2, Ночные Снайперы и прочий нашерадио-рок. Там качественное оборудование и классное помещение, но записывают и сводят люди с исключительно рокерским подходом и опытом, для которых нюансы хип-хоп-музыки – это как тонкости английской грамматики и фонетики для бухого русского туриста, спрашивающего у охранника где-нибудь в египетском клубе, как ему попасть в туалет. 

Название для альбома придумал?

Название придумал, но не скажу.

Что с клипами?

Их будет еще два. И если с третьим мы уже определились, то над вторым пока думаем. Есть несколько вариантов, которые я довожу до ума, чтобы об этом можно было предметно говорить...

     И вы знаете, вот тут мы прервемся. Поскольку не все, о чем говорилось в тот вечер, было предназначено для статьи. И пусть меня переполняет желание поделиться информацией о том, какие треки рассматриваются в качестве второго сингла. А все это сильные варианты. Один из них вы наверняка уже слышали в интеренете. Другой – другой, совершенно новый, но услышанного фрагмента достаточно, чтобы судить – это остро, актуально и должно быть востребовано. И не получится рассказать об еще одной далеко идущей перспективе – о кинокарьере. Причем не когда-то в отдаленном будущем: соответствующие переговоры уже ведутся. 

Не получится, поскольку договорились не говорить обо всех этих вещах до наступления полной определенности. Уж, простите, но в этот раз самое интересное осталось невысказанным. Но большой беды в этом нет. Совершенно точно, что очень скоро вы все увидите своими глазами и услышите своими ушами. А потом, когда общение закончилось, началась репетиция. Практически в гараже, как подобает каким-нибудь сошедшим со страниц музжурналов американским рок-звездам. Хип-хоп, регги, альтернатива: за выделенные два часа было отыграно чуть более половины программы. Парни готовились к первому большому концерту в Москве, в клубе "IKRA" и прикалывались на тему того, как будут уничтожать на сцене свою аппаратуру. А у меня не было никаких сомнений, что они поставят клуб на уши. Было такое редкое ощущение, знаете... Один известный музыкант описал его словосочетанием smells like teen spirit.